in

«А нам, бельгийцам, куда?»

Расстояние между Брюсселем и Антверпеном составляет всего 40 км, однако в культурном отношении эти два крупнейших города Бельгии разделяет дистанция огромного размера. По мере того, как вражда между представителями фламандской и валлонской общин усиливается, ухудшаются и отношения между бельгийскими евреями, говорящими на разных языках. Доходит даже до того, что брак, заключенный между уроженцами двух этих городов (даже если оба они евреи), окружающие считают смешанным.

Именно так обстоит дело в семье Линды и Бернара Леви. Линда родилась в Антверпене, столице Фландрии, где говорят на фламандском языке. Ее муж Бернар — франкофон, уроженец Валлонии.

Линда, Бернар и трое их детей живут в пригороде Брюсселя — столицы страны, в которой был поставлен длительный и, судя по всему, неудачный эксперимент по созданию единой нации из представителей двух культур.

По мере того, как вражда между представителями фламандской и валлонской общин усиливается, ухудшаются и отношения между бельгийскими евреями, говорящими на разных языках, отмечает обозреватель Juedische Allgemeine Кнаан Липшиц.

Долгое время между фламандскоязычной и франкофонной еврейскими общинами Бельгии царило согласие. На эту тему даже ходил анекдот:

Террористы, захватившие бельгийский самолет, командуют:
— Фламандцы направо, валлоны — налево.
— А нам, бельгийцам, куда? — спрашивают двое евреев.

Однако в последнее время целый ряд глубоких разногласий между фламандскоязычной и франкофонной еврейскими общинами стал звестен всей стране. Считается, что поводом к расколу послужило решение Бельгии поддержать инициативу Австрии, высказавшей предложение вынести на обсуждение ООН вопрос об израильских поселениях в Иудее и Самарии.

Фламандские евреи, объединенные в Форум еврейских организаций (ФЕО) с центром в Антверпене, в ходе встречи с министром юстиции выразили ему возмущение и протест по поводу того, что Бельгия поддержала осуждающую еврейскую оккупацию резолюцию.

Франкоязычные евреи, объединенные в Центральный совет еврейских учреждений Бельгии (ЦСЕУБ) с центром в Брюсселе, решение бельгийского правительства официально не осудили. Напротив, глава ЦСЕУБ Морис Сосновский около месяца назад встретился с заместителем министра иностранных дел Бельгии. По завершении беседы он заявил, что «отношения Израиля и Бельгии сохраняют дружественный и открытый характер».

«Встреча, несомненно, закончилась бы с иным результатом, если бы на нее были приглашены мы», — заявил лидер ФЕО Эли Рингер. Рингер отметил, что ЦСЕУБ является одним из учредителей JCall — международной еврейской организации, объединяющей сторонников леволиберальных взглядов, весьма критически настроенных по отношению к Израилю.

По словам бывшего лидера ЦСЕУБ Жоэля Рубинфельда, отношения между двумя еврейскими организациями никогда еще не были настолько плохи, как теперь.

При этом между еврейскими общинами Брюсселя и Антверпена глубокие культурные различия существуют издавна. Антверпенцы в основном глубоко религиозны, живут в замкнутой общине, а по вопросу политики Израиля придерживаются главным образом правых взглядов. Их брюссельские единоверцы гораздо более либеральны и секулярны. При сопоставимой численности еврейского населения двух городов в Антверпене работают 13 общеобразовательных еврейских школ, а в Брюсселе — только три.

Отец Линды Леви, торговец алмазами, принадлежит к еврейской общине Антверпена, насчитывающей 18 тысяч членов. Большинство антверпенских евреев ортодоксальны, дома говорят на фламандском и идише, многие знают также иврит и французский.

«Я выросла в секулярном по антверпенским меркам доме, но мои брюссельские родственники считают меня настоящим религиозным авторитетом, поскольку я зажигаю субботние свечи и не ем свинину», — говорит Линда Леви.

Ее муж Бернар — франкоязычный уроженец Брюсселя. Большинство из 20 тысяч евреев столицы Бельгии и Евросоюза секулярны, а их родным языком является французский. Помимо Брюсселя довольно многочисленная община франкоязычных евреев проживает также в городе Шарлеруа.

Раскол между франкофонной и фламандскоязычной частями страны, начавшийся более 30 лет назад, затрагивает разнообразные аспекты общественной жизни. В 1978 году на две части (по языковому принципу) распалась Социалистическая партия Бельгии. В настоящее же время существуют также две христианско-демократические партии, две либеральные партии и даже две партии зеленых. Националистическая партия Новый фламандский альянс стремится к полному размежеванию — вплоть до разделения Бельгии на два государства.

Частью того же процесса является и раскол еврейской общины. Созданный полвека назад ЦСЕУБ поначалу представлял интересы всех бельгийских евреев, независимо от их лингвистических предпочтений. В 1993 году фламандскоязычные евреи вышли из этой организации и основали свою собственную — ФЕО.

«Политическая система современной Бельгии устроена таким образом, что жители Фландрии могут голосовать только за фламандскоязычные партии, а жители Валлонии — за франкоязычные. Это означает, что фламандские политики заботятся лишь о том, чтобы завоевать симпатии фламандского электората, а на валлонов им, грубо говоря, начхать. Все это еще более усугубляет отчуждение между жителями обеих регионов», — говорит редактор ведущей еврейской газеты на фламандском языкеJoods Actueel Михаэль Фрайлих.

«Жители Брюсселя, преимущественно франкоязычного города, нередко рассматривают валлонов как своего рода национальную элиту, а фламандев — как недалеких провинциалов», — говорит антверпенец Эли Рингер. При этом Рингер смотрит в будущее с оптимизмом: «Мы принадлежим к маленькой общине и должны друг с другом сотрудничать».

В последнее время на общегосударственных мероприятиях еврейские докладчики, чтобы никого не обидеть, все чаще выступают на английском». У маленькой Бельгии есть выбор: стать для мирового еврейства примером того, что «на двух евреев всегда есть три несхожих мнения», или того, как все-таки можно начать договариваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бельгия — чемпион по пробкам

Био дом по-норвежски