Ученым впервые удалось проследить за тем, как самый распространенный тип рака кожи развивается из одной-единственной стволовой клетки, что поможет создать препараты для подавления его развития на самых ранних стадиях, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.
«Нам крайне редко удается найти клетку, с которой начинается рождение рака, и до настоящего времени никому не удавалось проследить за тем, что происходит с раковыми клетками на молекулярном уровне по мере их дальнейшего распространения. Теперь мы знаем, что стволовые клетки являются причиной рождения рака кожи — когда онкоген «включается» в стволовой клетке, он запускает цепную реакцию деления и роста, ломающую все системы безопасности», — заявил Седрик Бланпен (Cedric Blanpain) из свободного университета Брюсселя (Бельгия).
Бланпен и его коллеги впервые увидели, как рождается раковая опухоль и раскрыли процесс ее формирования, наблюдая за тем, как возникают агрессивные формы рака кожи в организме мышей, в ДНК которых ученые встроили специальные «переключатели».
Эти генетические «тумблеры» были настроены таким образом, что они включали или выключали гены, вызывающие рак или способствующие его развитию, при появлении определенных веществ в организме — к примеру, противоракового лекарства тамоксифена, и сигнализировали об их активации, заставляя клетку производить светящийся желтый белок.
Используя эту систему, ученые выключили ген Ptch1, защищающий кожу от развития опухолей, и проследили за тем, что происходило с кожей мышей в районе хвоста. Этот прием позволил Бланпену и его коллегам увидеть «родителя» раковых клеток и проследить за первыми фазами их роста.
Как объясняет биолог, до сегодняшнего дня ученые спорили, какие из двух типов клеток кожи — «спящие» стволовые клетки, присутствующие в кожной ткани в небольшом количестве или так называемые прогениторные клетки, отвечающие за «нормальный» рост кожи и замену ее отмирающих клеток.
Опыты команды Бланпена однозначно показали, что в развитии самых агрессивных форм рака кожи виноваты стволовые клетки — мутации гена Ptch1 приводят к их неконтролируемому размножению и формированию опухолей, способных к «вторжению» в кровоток и другие ткани. Появление схожих мутаций в геноме прогениторных клеток вело лишь к формированию доброкачественных образований, чей рост был ограничен апоптозом, механизмами клеточного «самоубийства».
«Открытие всего этого — не какой-то кусок эзотерических и никому не нужных знаний. Полученные нами сведения показывают, что мы можем останавливать рост опухолей на самых ранних стадиях, взаимодействуя с генами, которые управляют ростом и трансформациями стволовых клеток, и используя их в качестве «мишеней» для новых лекарств», — заключает Бен Саймонс (Ben Simons), другой автор статьи из Кембриджского университета (Великобритания).